Казахский Обычай 40 Дней Ребенку


ЖЕНЩИНЫ Восток-Запад
Октябрь 25, 2015 – 15:27
Pandaland Image
- Справедливо мнение, что все начинается с языка. Но, даже владея языком, ты иногда не имеешь доступа к знаниям о традициях, поскольку этой информацией не владеют даже старшие в семье. Сомневаюсь, что все знают о традиции «курсак той».
- Вы правы. Постепенно традиции изживают себя. Когда ритуал выполняется механически, происходит потеря его смысла, не окрашиваясь эмоционально, он не способен энергетически влиять на развитие человека. Как известно, в основе традиции центральное место занимает ритуал как система символического поведения. разница между энергетически насыщенным процессом и механическим, когда он выполняется из соображений «надо», очень велика.
- В последнем случае утрачивается и смысл, и эффект ритуала?
- Возможно, какой-то эффект и есть, но все-таки основная энергия ритуала теряется. Вместо этого мы имеем набор условностей, к которым человек привык, но не понимает их смысла. В этом причина постепенной утраты традиций современным обществом. Не исключено, что если этот процесс будет идти по нарастающей, то люди придут к выводу, что традиции им не нужны. Но вряд ли они смогут оценить масштабы потери. На мой взгляд, пока не найдены другие эффективные формы и методы гармоничного развития психики ребенка.
- Национальные традиции имеют прикладное, педагогическое значение?
- Рождаясь физически, ребенок не рождается психологически. До сорока дней он находится словно в скорлупе яйца. Отделившись телесно от матери, он еще не осознает себя, не различает ни внутренний, ни внешний мир. У ребенка с матерью одно эмоциональное пространство, поэтому забота о ребенке заключается в заботе о матери ее близкими. Для того чтобы переместить внутреннюю энергию к периферии и начать формировать образ своего тела, ему необходимы тактильные ощущения. Неслучайно у казахов на уровне ритуала существует правило - в течение 40-ка дней ребенка ежедневно купают в соленой воде, потому что соль, действуя на нервные окончания, помогает формированию у ребенка образа своего тела. Также втирают в кожу всего тела курдючный жир легкими массирующими движениями. В силу того, что органы слуха, зрения у него недостаточно развиты, кожа ребенка обладает глубокой сверхчувствительностью к телесному, эмоциональному, энергетическому воздействию. Возможно, одним из факторов такого психического расстройства как аутизм, является отсутствие надлежащей материнской заботы за телом и душой ребенка, где особенно важен телесный и эмоциональный контакт. Период от рождения до двух месяцев называется фазой нормального аутизма. Если на этом этапе, метафорически выражаясь, ребенок «не вылупляется», то его психика может так и не развиться. Во время войны многие дети оставались без родителей, их помещали в госпиталь, в котором был надлежащий уход за ними, но они, несмотря на это, не выживали.
- Вы сказали, что до 40 дней ребенка много ритуалов?
- Да. Раньше существовал обычай - сразу после родов ребенка должна взять на руки многодетная женщина, живая, энергичная, здоровая. Есть поверье, родившемуся ребенку передается этот ритм устоявшейся гармонии. А в психологии есть понятие «импритинг». Многочисленные опыты доказывают важность первого контакта новорожденного после рождения. Еще один показательный обычай - если ребенок рождался слабым, недоношенным, с 40-ка юрт собиралось молоко 40-ка женщин, и ребенка вскармливали, не давая погибнуть. Подключалась для подпитки коллективная энергия. Или, к примеру, в семьях, где часто умирали дети, новорожденному шилась первая рубашка - «ит койлек» (видимо, потому что собака - очень живучее животное, «заживает как на собаке». Она шилась из 7-ми лоскутов, собранных из разных домов. Опять-таки, при недостатке собственной жизненной энергии, обращались к коллективной подпитке.
- Наука «психология» находит этому научное объяснение, а народ к этому приходит интуитивно?- Не интуитивно. Это традиция. Рождение традиции подобно созреванию алмаза.
- А какое символическое значение имеет обычай «тусау кесу»?
- Ребенок физически растет, психологически он тоже созрел для того, чтобы перейти на новый уровень. Но сделать первый шаг ему страшно. Как птицы учат оперившихся птенцов летать? Мама-птица легонько подталкивает малыша в буквальном смысле. А как подтолкнуть внутренне? Роль этого толчка выполняет традиция «тусау кесер». Все традиции, которые связаны с переходными моментами в жизни ребенка, обладают таким пусковым действием для дальнейшего развития. Кроме того обычай «тусау кесу» символизирует внутреннее, бессознательное отделение ребенка от матери и матери от ребенка. В психологии это называется «сепарация». И обычай «тусау кесу» как раз таки дает внутренний толчок этому процессу.
- Что необходимо для сохранения традиций? В наших ли силах остановить процесс их утраты?
- Все зависит от интереса людей к своему пути, существованию. В первую очередь, необходимо, чтобы люди знали глубинный смысл традиций, их суть и назначение. Только в случае энергетически насыщенного интереса к ритуалу, можно надеяться, что традиция продолжит жизнь. Можно отметить интересную закономерность. Сохранились в основном те традиции, которые тесно связывали человека с обществом, с родовой общиной. К сожалению, до наших дней не дошла традиция «жылу». Если в семье члена общины случалась беда, пожар, нападение волков и т.п. бедствия, то созывался совет старейшин, на котором решалось, как помочь терпящим бедствие соплеменникам. Каждой семье поручалось внести свою лепту. И вот так коллективно и сообща восстанавливалось благосостояние семьи. С детства помню замечательную традицию «асар», когда созывали близких, друзей и строили буквально за 2-3 месяца дом тому, кто нуждался в жилье. Естественно, одному человек такое не под силу.
- Правы те, кто утверждает, что возрождение и единство народа в традициях. Ведь неслучайно и сегодня казахи держатся за родственников, помогают друг другу.
- Издревле человек чувствовал себя не только частью общины, но и Все-ленной. Истоки этого мировоззрения нужно искать в тенгрианстве. Это было особое отношение к прошлому предков, ко всему сущему. Считалось, что у всего сущего есть свой покровитель, таныр. И если обидеть, пусть даже предмет, животное, ты обязательно получишь отпор. До сих пор помню, как бабушка говорила: «Нельзя рвать траву, плевать в воду». Ценность этих установок я очень хорошо понимаю сейчас. В результате формировалось особое, экологичное отношение человека ко всему, что его окружало. Оно должно сформироваться изнутри, и если этого не про-изойдет, человеку бесполезно будет что-то объяснять, взывать к нему и заставлять. От такого человека не жди береженого отношения не только к природе, но к себе подобному. Поэтому роль традиций в современном обществе трудно переоценить - в них залог нравственного здоровья нации, его единства и развития.

Source: womanew.kz
Похожие публикации